2023 / 24
Современные образовательные технологии в детском саду направлены на реализацию ФГОС ДО и ФОП ДО. Принципиально важной стороной в образовательной технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Я в своей работе с дошкольниками стараюсь придерживаться положения: «Не рядом, не над ними, а вместе!». Цель такого принципа - содействовать становлению дошкольника как личности.
В совей работе использую следующие образовательные технологии:
1) Здоровьесберегающие технологии, целью которых является обеспечение дошкольникам возможности сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. В свою работу стараюсь включать все аспекты воздействия на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом. В МБДОУ д/с № 395 выстроена целостная система формирования здоровья дошкольника, которая включает в себя следующие аспекты:
- медико-профилактические (по договору о сотрудничестве с Детской поликлиникой № 6). Организация мониторинга здоровья дошкольников, контроль за питанием детей, профилактические мероприятия (витаминизация, кислородный коктейль);
- физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики, плавание, ходьба на лыжах и др.);
- обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (в тесном сотрудничестве со специалистами ДОУ (музыкальным руководителем, педагогом-психологом) проводим мероприятия для детей и их родителей, направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье);
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (реализуется совместно со старшим воспитателем и педагогом-психологом ДОУ и направленны на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья). В рамках недель здоровья провожу для педагогов физкультурные мероприятия: «Веселые старты», «Соревнования по волейболу», гимнастика по утрам и другое;
- образовательные (непосредственная образовательная деятельность с дошкольниками и развлечения);
- обучения здоровому образу жизни (активно применяю в своей работе коммуникативные игры, корригирующие упражнения, занятия на тренажерах).
2) Активно использую технологии проектной деятельности и ежегодно вхожу в состав творческой группы педагогов по разработке и реализации разнообразных проектов:
- проект «Радиоточка в ДОУ как средство создания информационной среды для взаимодействия участников образовательного процесса» (входила в состав творческой группы) - в рамках данного проекта в детском саду оборудована радиоточка. По радио детского сада по утрам для детей и их родителей звучит веселая музыка, которая поднимает ребятам настроение с самого утра. Когда в детском саду проходят недели здоровья ребята читают стихи о спорте и здоровом образе жизни по радио, для родителей в рамках тематических недель (неделя, здоровья, неделя безопасности), также проводятся консультации.
- проект: «Интерактивная комната как компонент современной образовательной среды ДОУ» (входила в состав творческой группы) - для родителей подготавливаются видео-консультации по различным темам, видео - сюжеты о жизни детей в детском саду и демонстрируется по телевизору в специально оборудованном помещении. В рамках данного проекта мной была подготовлена видео-консультация для родителей «Упражнения на Межполушарное взаимодействие»; «Упражнения для профилактике осанки и плоскостопия»; «В какие игры можно поиграть с ребенком дома».
- являюсь одним из авторов проекта «Неделя здоровья», реализующийся в нашем ДОУ. Промежуточный мониторинг показывает, что реализация данного проекта позволяет сформировать у детей и их родителей знания о культуре здоровья, мотивацию на здоровый образ жизни, создать условия для раскрытия индивидуальных возможностей и резервов организма дошкольников. Цель проекта: создание благоприятных условий для сотрудничества с родителями (законными представителями) в вопросах формирования здорового образа жизни воспитанников, повышения интереса детей к физической культуре и спорту, в соответствии с их возрастными особенностями и индивидуальными возможностями. Недели здоровья проводятся в детском саду 4 раза в год – по сезонам. Каждая неделя проходит под своим девизом: «Если хочешь быть здоров!», «А нам нравится ЗИМА!», «Здоровым быть ЗДОРОВО!» и «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» Перед началом каждой недели здоровья редколлегия ДОУ выпускает буклет «План недели здоровья», где расписаны все мероприятия и время их проведения. Это и традиционные мероприятия по физическому развитию дошкольников: НОД по физическому развитию, посещение бассейна, сауны, физкультурные разминки, гимнастика и закаливающие процедуры после сна и другие мероприятия, включенные в режим двигательной активности дошкольников.
3) в профессиональной деятельности активно использую информационно-коммуникационные технологии: мною создана картотека иллюстративного материала для непосредственно образовательной деятельности (помимо показа и собственного примера, для дошкольников важна наглядность и иллюстративность), разработаны и постоянно пополняются консультации для педагогов и родителей по физическому развитию дошкольников и здоровому образу жизни; при работе с интернет-ресурсами уделяю большое внимание отбору материала. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Зарегистрирована и являюсь активным пользователем социальных сетей работников образования: https://nsportal.ru/; https://www.maam.ru/; http://doshkolnik.ru/; http://fizinstruktor.ru/. Использование интернет-ресурсов помогает не только подбирать необходимый материал для непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками, консультативного материала для педагогов и родителей, но также является эффективным средством и способом для обобщения своего педагогического опыта (https://elenab967.wixsite.com/mysite).
4) личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов. Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ. Считаю важным условием в работе с дошкольниками - оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения. В своей работе придерживаюсь принципа демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». С целью индивидуализации подхода к созданию условий для получения доступного и качественного образования каждым из детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом специфики их образовательных потребностей и особенностей психофизического развития совместно со специалистами и воспитателями ДОУ разрабатываем индивидуальные образовательные маршруты для детей с ОВЗ.
5) технология «Портфолио педагога» реализую на протяжении многих лет профессиональной деятельности. Веду досье своих успехов, в котором отражается все интересное и достойное из того, что происходит в моей профессиональной деятельности. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности моей работы.
6) активно использую во время образовательной деятельности игровые технологии: танцевально-ритмическая гимнастика, игрогимнастика, игровой самомассаж, пальчиковая гимнастика, музыкально-подвижные игры, игры-путешествия и другое. Игровые технологии наиболее важны, так как ведущей деятельность дошкольников является игра. В процессе игры у ребенка формируются следующие компетентности: самостоятельность, умение принимать решения, нести личную ответственность, играть по правилам, рефлексировать, развивается воображение, интуиция, стимулируются практические навыки. В самостоятельной деятельности дети используют созданные ими модели в игре.